Рассказываем, как разработать классифайд-платформу и на какие моменты стоит обратить внимание
Классифайд-платформы – доски объявлений, где частные лица и компании продают свои товары и услуги. Главное отличие классифайдов от маркетплейсов – Авито от Ozon – в том, что первые не участвуют в процессе покупки. В чем сложность такой разработки и почему не стоит с нее начинать свой путь в бизнесе, разбираемся в статье.
Прародителями классифайдов стали доски объявлений, на которых горожане могли разместить свои предложения. С развитием технологий объявления перекочевали сначала в газеты, а затем переехали в интернет.
Классифайд-платформы существуют двух типов:
– вертикальные, в которых собраны товары одной категории (например, автомобили (Дром) или недвижимость (Циан));
– горизонтальные, в которых можно найти множество групп товаров (например, «Авито» или «Юла», о которых, наверняка, вы и подумали).
Горизонтальные доски объявлений развивать сложнее, так как для улучшения в каждом отдельном сегменте требуется команда, которая в этом разбирается. Зато здесь больше пользователей, так как людям гораздо удобнее искать все необходимые товары в одном месте.
Рынок классифайдов продолжает расти и сегодня. Его основу составляют объявления частных лиц, продающих FMCG или товары повседнего спроса. В России самыми прибыльными из года в год признаются сегменты купли-продажи автомобилей, ремонта и сопутствующие услуги.
Базовый актив классифайдов – это объявления пользователей. Чем их больше, тем платформа привлекательнее для других юзеров. Поэтому владельцы платформ активно вкладываются в привлечение и удержание пользователей на своих сайтах.
Доходы классифайдов обеспечиваются за счет дополнительных услуг, таких как продвижение или выделение объявлений, размещение рекламы и предоставление специальных сервисов для владельцев бизнеса. Например, на многих площадках одной из таких услуг является подписка, которая позволяет пользователю открыть свой магазин и получить некоторое количество объявлений в месяц, предусмотренное тарифом.
Развитие классифайдов в России происходит достаточно медленно по трем причинам: недобросовестные пользователи, мошенники и отсутствие прозрачных инструментов для проведения сделок и правовых гарантий. По статистике такое мошенничество идет в рейтинге сразу после банковского. Классифайд-платформы работают над этой проблемой и постепенно уходят от роли «доски объявлений». Например, Яндекс проверяет состояние автомобилей перед размещением объявлений об их продаже на своей платформе.
Разработка классифайд платформы начинается со стандартных шагов: формирование команды, разработка идеи и продукта, исследование потребностей ЦА и специфики рынка, после которых мы выходим на создание MVP. Подробнее об особенностях MVP в IT читайте в статье по ссылке.
Казалось бы, обычная процедура, но не все так просто. Если к нам приходит клиент с запросом разработать ему классифайд-платформу на основе его бизнеса (например, по продаже автомобилей), то в первую очередь мы должны убедиться, что у клиента есть уже отлаженные бизнес-процессы в офлайне, так как, скорее всего, задача будет состоять в том, чтобы сделать интеграцию платформы в уже работающий бизнес. В большинстве случаев проблемы начинаются уже на этом этапе, так как в представлении многих заказчиков онлайн-бизнес работает отдельно от офлайна. Спойлер: нет, это работает не так. Автоматизировать и перенести в онлайн можно только те процессы, которые:
1. уже существуют в офлайне;
2. они отлажены и есть сотрудники, отвечающие за их стабильную работу (хотя в некоторых организациях наличие сотрудника, отвечающего за хоть какую-нибудь работу этих процессов, это уже успех).
После того, как определены все эти моменты, начинается работа над архитектурой, продуктовой командой и при необходимости разрабатывать брендинг будущей платформы.
В итоге, у нас получится полноценная платформа для размещения объявлений с большим количеством интегрированных сервисов внутри. Скорее всего, следующим шагом будет разработка мобильных приложений для iOS и Android, в которых должен быть представлен точно такой же функционал, как и на сайте классифайда. После того, как сервис получил первую обратную связь от фокус-группы или реальных пользователей, он отправляется на техподдержку и доработку по мере получения обратной связи от юзеров.
Все вышеперечисленное – работа на несколько месяцев (а, возможно, и лет) и по стоимости выходит как машина премиум класса. И это с учетом того, что у вас уже есть функционирующий офлайн бизнес.
Если же мы будем рассматривать вариант, когда у заказчика нет и никогда не было бизнеса, то наша рекомендация не начинать свой путь предпринимателя с классифайд-платформы :)
Расскажем историю из практики. Несколько лет назад к нам обратился клиент с запросом разработать ему второй «Авито». Бюджет на такой масштабный проект со стороны заказчика выделялся в размере 1,5 миллиона рублей. Прочитав нашу статью до этого момента, у вас, наверняка, сложилось понимание, почему мы отказались от этого проекта.
Читайте нашу статью об особенностях MVP в IT и приходите за разработкой своего стартапа в Machineheads.