В большинстве случаев структуру сайта/интернет-магазина делают «на коленке», что со временем приводит к проблемам. Структура — фундамент работоспособности сайта. Она должна соответствовать трем основным требованиям: оптимальна для поисковых систем, понятна пользователю, удобна сотрудникам.
Продумать структуру необходимо до прототипирования и отрисовки дизайна. Иначе, разделы сайта не впишутся в меню, а на страницах категорий товаров не будет ссылок на тегированные выборки.
С чего начать? Стандартно - собираем и кластеризуем семантическое ядро и строим схему структуры каталога интернет-магазина (включая страницы рейтингов, ТОПы, сравнения, разделы со статьями, обзорами, вопросами-ответами).
Проблемы продвижения при SEO-оптимизации интернет-магазина
Обычно Seo-специалисты сталкиваются со следующими проблемами при разработке структуры интернет-магазина:
- нет полной информации о товарах/группах товаров;
- не отработаны бизнес-процессы компании;
- сайт запускается в режиме «надо было вчера»;
- не согласованы действия программистов, дизайнеров и SEO-специалистов;
- не продуманы сценарии действий пользователя;
- ограничена CMS;
- нет анализа ниши, спроса на товар и др.
При разборе семантики сайта нами была предложена следующая структура каталога интернет-магазина. Товары разделены по зонам использования:

Пример правильной структуры интернет-магазина
Клиент считал иначе, что необходимо разделить на типы, а затем на помещения.
Пример не очень правильной структуры интернет-магазина
Но у такой структуры интернет-магазина есть недостатки (особенно они скажутся при сео-продвижении):
- дублированные категории;
- дополнительные вложенности у более частотных запросов;
- технически сложно проводить сео-оптимизацию интернет-магазина (проблемы с индексацией каталога);
- сложная поддержка;
- проблемы с внутренней оптимизацией интернет-магазина;
- нет ориентированности на людей (пользователи ищут товар иначе).
Основные элементы структуры, требования к ним
- категории и подкатегории;
- карточки товаров;
- тегированные выборки и smart-фильтры.
Оптимизация категорий и подкатегорий
-
Четкая иерархия. Если каждая категория не будет привязана только к одному родительскому разделу, вас ждут проблемы с формированием URL, хлебными крошками, дублирование и многочисленные «костыли» для корректной индексации.
Например, «Ноутбук Lenovo» может относиться и к разделу техники и к ноутбукам.
-
Вложенность URL должна соответствовать иерархии.
-
Корректные хлебные крошки для навигации по каталогу и формирования цепочек в сниппете (не забывайте про микроразметку!).
-
Страницы пагинации - доступны по отдельным адресам, например, /category/?PAGEN_2=3, / category/page3/ и так далее.
Оптимизация карточек товаров
-
Один товар – один URL, скажем нет дублированию и вынесем адреса товаров в отдельную директорию.
-
Правильные хлебные крошки. Если товары привязаны к нескольким категориям, то можно выбрать главную категорию и отображать ее или отслеживать категорию, из которой посетитель перешел на товар, и подставлять ее в крошках.
Оптимизация подборок и smart-фильтров
Интернет-магазины, которые уделяют должное внимание СЕО часто объединяют товары с определенными свойствами. Например, игровые ноутбуки или ноутбуки с подсветкой в подборки.
Смарт-фильтр (ЧПУ-фильтр) —автоматизированная версия тегирования, которая создает страницы под любые комбинации свойств.
Пользователь выбирает параметры фильтрации и попадает на страницу с уникальными ЧПУ-адресом, заголовками, title, descriptionом и текстом с описанием.
Оптимизация контента для страниц интернет магазина
h1, title, description и текст с описанием должен быть уникальным, на всех разделах, что мы упомянули выше. Чаще всего, это делается вручную для основных страниц (категорий товаров), для остального - настраивается автоматическая генерация.
Выводы и рекомендации
Создание структуры интернет-магазина влияет на разработку, SEO-продвижение и даже на работу компании изнутри.
Приведем плохой пример — самостоятельное seo-продвижение интернет-магазина у одного из конкурентов нашего клиента, который изменил структуру сайта.
Ниже - хороший пример, когда приходят к нам, слушают и получают от SEO все :)
