Дизайнеры Machinheads поделились, с чего начинается работа в продукте и чем она отличается от проектной.
Всегда очень интересно читать об опыте крупных компаний, в которых практически под каждую задачу выделен специалист, отлажены процессы и все работает как часы. Но реальность в маленьких компаниях далеко от красиво написанных статей. В небольших командах дизайнер в продукте совмещает одновременно несколько ролей.
В этой статье расскажем о достаточно молодом, но очень живом и динамично развивающемся продукте – Личном кабинете клиента фармдистрибьютора.
На старте работы было сложно разобраться, что к чему. Процессы отличались от того же Double Diamond, в проекте практически отсутствовала документация. Макеты первых итераций, архивы прототипов и вводная от коллег — все данные, с чего изначально началась наша работа в продукте. Первые полгода мы задавали команде по несколько раз одни и те же вопросы, на которые они терпеливо и развернуто отвечали, за что им, конечно, огромное спасибо :)
В работе с продуктом недостаточно поверхностных знаний о бизнесе клиента, важно погрузиться в полностью, чтобы понимать, что и зачем здесь происходит. В личном кабинете клиента фармдистрибьютора есть ярко выраженная специфика, много узких терминов и паттернов поведения. Вникнуть в суть помогли первые задачи, в которых мы вносили правки в уже существующие сценарии. Как у новых сотрудников в проекте, у нас было преимущество: свежим взглядом можно было оценить уже сделанное и предложить улучшения.
В процессе работы нам предстояло понять, как думает пользователь и как он привык решать свои повседневные задачи. Постепенно мы стали частью команды разработки, плотно коммуницировали, а наши уточняющие вопросы плавно переросли в полноценные доработки.
Как оказалось, коммуникация с командой — это одна из важнейших частей работы в продукте. Ее значение обусловлено тем, что обратная связь от коллег позволяет посмотреть на свою работу со стороны, придумать интересное решение и чисто по-человечески помочь другому увидеть, как его вклад влияет на целостность итогового продукта. К тому же такой подход позволяет лучше понимать сам процесс разработки, а полезные идеи могут появиться у любого члена команды, даже если вопрос напрямую не связан с его ролью.
Постоянная коммуникация — это также возможность решить часть вопросов гораздо быстрее. И, конечно, это сближает. Вы и не заметите, как еще вчера вы отвечали только за свою часть работы, а сегодня уже вместе радуетесь тому, что пользователи разобрались с фичей или конверсия оформлений заказов выросла, благодаря решению, которые вы разработали все вместе.
По сравнению с проектной работой, работа в продукте более глубокая, заставляющая дизайнера анализировать прежде, чем что-то менять. Каждое действие, обновление в интерфейсе, даже небольшое, должно быть продуманным и обоснованным и может иметь последствия для удобства пользователя. Все, что мы создаем, должно иметь практический смысл и работать на увеличение показателей бизнеса.
Помимо разнообразия задач и возможностей для роста, в продукте есть ограничения. Их много. Мы должны учитывать запрос клиента, ресурсы разработки, существующие сценарии и паттерны. Учитывая специфику личного кабинета клиента фармдистрибьютора, мы зачастую создавали нестандартные сценарии. Некоторые задачи занимают до неприличия много времени, хотя визуальный результат совсем небольшой. Например, если изменится типовой каталог или целый лендинг, это будет сразу заметно. А вот, скажем, изменился цвет кнопки или поменялось расположение элементов, при этом сами они вообще не изменились, то может сложиться впечатление, что сделано это было буквально за пару минут. На самом деле за этим кроется аналитическая работа, изучение материалов, предыдущего опыта. Такая работа требует времени и достаточно много.
С ростом продукта начинаешь понимать, почему существуют такие профессии как ux-исследователь, проектировщик, аналитик, дизайнер системы, дизайнер какой-то определенной страницы, и насколько важна роль каждого. Но в небольшом продукте все эти люди совмещаются в одном человеке. Когда появляется новый узкий специалист со своей ролью, то уже очень ощутимо влияет на нагрузку и общий результат.
Важный, но не всегда очевидный момент в работе с продуктом — это порядок в собственных материалах. Вспоминая о начале своей работы в проекте, делаем вывод, что всегда нужно смотреть на доски и сохраненные материалы глазами человека, который впервые видит ваше рабочее пространство. В потоке задач в продукте с множеством сценариев, несколькими ролями пользователей, разными типами интерфейсов легко создать хаос, в котором не просто разобраться. Вместе с ростом продукта увеличивается и его команда. Поэтому сейчас одна из целей — это поддержание порядка дизайнерских материалов, чтобы новый человек мог сориентироваться и легко найти нужное.
Дизайн-процесс тоже со временем усложняется, появляется необходимость использования продуктовых инструментов. На текущем этапе работы их не так много, как могло бы быть. Инструментарий зависит не только от самого дизайнера, но и от ресурсов клиента, разработки и в целом плана задач. Если говорить об опыте крупных компаний, где исследования проводятся постоянно, то часть из них, в итоге, не приводит к чему-то определенному, гипотезы не подтверждаются. Исследования ради исследований доступны не всем и в них нет необходимости в небольших проектах.
Мы растем и развиваемся вместе с продуктом, внедряем новые процессы при решении задач: проводим тестирования прототипов на коллегах, опросы, делаем дизайн-ревью. Оценивая прогресс за несколько лет, мы уверены, что у нашего продукта все впереди. Он становится удобнее, современнее. Его функционал расширяется и решает все больше задач пользователей. Закономерно, что это потребует и расширения команды, и новых инструментов для работы продуктового дизайнера. Будем рассказывать обо всем в нашем Блоге, не пропустите :)