Рассказываем о сути показателя и о том, какие инструменты используются для его вычисления.
В теории у каждой компании должна быть глобальная цель, миссия, ради которой она существует. На практике часто случается так, что у бизнеса нет четких представлений о дальнейшем развитии, а предлагаемые нововведения противоречат друг другу. Чтобы такого не происходило, руководителю важно найти ту самую ключевую метрику, которая прямо сейчас является основной для развития продукта и отражает главную его ценность для клиента, то есть метрику Полярной звезды.
North Star Metric – ключевой показатель продукта в текущий момент, который отражает главную ценность продукта для клиентов бизнеса. Например, для Кинопоиска в качестве NSM можно взять количество времени просмотра контента на площадке или процент удержания пользователей через год.
Метрика Полярной звезды дает команде, работающей над продуктом, представление о том, какие шаги необходимо предпринять для улучшения показателей NSM, определяет, какие функции могут быть перемещены в задания для последующего выполнения или полностью отменены. Она также позволяет оценить прогресс всей компании в числах и ускорить внедрение продуктовых инициатив, а также предоставляет возможность увидеть конкретные результаты проделанной работы.
North Star может меняться со временем, но нужно понимать, что она предназначена для долгосрочного планирования и всегда связана с глобальной целью компании. Если вы меняете ее часто, скорее всего, метрика выбрана неверно, поэтому и не приносит желаемых результатов.
Для сложных продуктов и крупных бизнесов с разветвленной экосистемой метрика может быть не одна. Но здесь важно не уйти в другую крайность: иметь более трех ключевых метрик нецелесообразно, так как таком случае теряется сама идея ключевой метрики.
Показатель NPS измеряет готовность клиента (пользователя) рекомендовать продукт другим людям. Обычно испытуемых просят оценить продукт по 10-балльной шкале, где 10 означает «Обязательно порекомендую», 0 — «Не рекомендую совсем».
Ключ при оценивании результатов используют следующий:
NPS считается по формуле:
NPS = % сторонников — % критиков
Метрика показывает удовлетворенность клиентов от взаимодействия с продуктом и значимость для них различных характеристик продукта. Основное отличие от предыдущего показателя в том, что удовлетворенность потребителя зависит не только от самих характеристик продукта, но и от важности этих самых характеристик для юзера.
Обратная связь о степени удовлетворенности и значимости собирается по нескольким параметрам и обобщается в единую метрику CSI. В качестве параметров может использоваться разнообразие ассортимента, скорость реагирования отдела продаж на заявку, качество ответов службы поддержки клиентов и тд.
Метод исследования метрик продукта на основе поведения групп людей (когорт), объединенных по какому-либо признаку в определенный период времени. Чаще всего в когорту объединяют клиентов, которые начали использовать сервис, товар или услугу в одно и то же время.
Пиратские метрики представляют собой воронку, состоящую из пяти основных этапов взаимодействия клиента с продуктом, которым соответствуют метрики на каждом этапе: привлечение (Aqcusition), активация (Activation), удержание (Retention), рекомендации (Referral), выручка (Revenue).
Выручка (Revenue) может быть перемещена на третий этап воронки, если у продукта нет пробной версии и пользователь должен сначала заплатить перед использованием.
Подробнее о пиратских метриках и примерах их использования в разных бизнесах мы рассказывали в нашем телеграм-канале Machinehads.
Популярный UX-фреймворк, который применяется в основном для digital-продуктов. С его помощью оценивают удовлетворенность потребностей пользователей. Позволяет отслеживать клиентский опыт по следующим категориям: счастье, вовлеченность, принятие, удержание, успех.
В вопросе метрики North Star важно помнить, что она сама по себе не может являться целью работы. Она является лишь показателем того, насколько верные действия мы предпринимаем в достижении глобальной цели компании и насколько эффективно работает продуктовая команда над ее достижением.
Читайте также: «Что такое UNIT-экономика?».