Сделали подборку Фигма-инструментов для более удобной, продуктивной и чистой работы с дизайном мобильных и web-продуктов
Если вы регулярно работаете с интерфейсами, «Фигма» может стать идеальным рабочим пространством со всеми нужными возможностями. Но для этого важно не просто знать, как пользоваться Figma, а владеть ей на уровне тонкостей. Мы собрали 10 ключевых возможностей этого редактора, с освоения которых стоит начать, чтобы делать работу быстрее, точнее и чище. Попробуйте их на практике — и почувствуйте разницу.
Auto Layout — один из самых сильных и полезных инструментов Figma. Он позволяет создавать адаптивные блоки, в которых элементы автоматически выравниваются и масштабируются под изменяющийся контент.
В качестве примера возьмем шаблон формы для товарных карточек. Вместо того чтобы настраивать отступы вручную и мучаться при каждом добавлении текста, задаем правила через Auto Layout, и блок сам подстраивается под содержимое. Это особенно удобно, если в разрабатываемом интерфейсе есть динамический контент: название товара, цена, рейтинг и т. д. Структура карточки остается одна и та же, а содержимое подставляется из базы данных — и таких карточек могут быть сотни на одной странице. Благодаря Auto Layout не придется создавать для каждой из них отдельную форму.
Плюс: если вы работаете в команде, Auto Layout делает структуру макета понятной без дополнительных пояснений для всех участников.
Представьте, что каждую кнопку сайта нужно рисовать отдельно — сколько времени уйдет только на это? К счастью, с «Фигмой» можно автоматизировать такую работу. В этом помогают Компоненты: элементы, которые можно создать один раз и потом множить на копии-экземпляры.
Если понадобится, например, поменять дизайн кнопок, достаточно будет отредактировать основной компонент, а экземпляры изменятся автоматически. Можно модифицировать и конкретные копии. Такие изменения получают приоритет: если покрасить копию в красный, а потом залить основной элемент серым, то перекрашенная копия останется красной.
Чтобы работать с Компонентами стало еще удобнее, группируйте их в логичные наборы, называемые в «Фигме» Вариантами (Variants). Например, для кнопки нужно предусмотреть четыре состояния: обычная, с иконкой, активная и неактивная. Благодаря Вариантам вы можете сделать вместо четырех отдельных компонентов один и добавить в него нужные состояния. Это упрощает организацию, экономит время и минимизирует ошибки.
Полезный совет: продумывайте структуру компонентов заранее. Тогда работа с библиотекой будет плавной и легкой.
Адаптировать интерфейсы под разные экраны без лишних сложностей с выравниваниями помогает функция Constraints. Она задает правила привязки, которые указывают, как элемент должен вести себя при изменении размеров родительского фрейма.
Пример: кнопка на карточке. Если задать ей привязку Right, она всегда будет сохранять заданный отступ справа, даже если ширина самого блока изменится. Задали привязку Left & Right — кнопка будет растягиваться по ширине, сохраняя отступы справа и слева.
То есть, устанавливая Constraints, вы буквально объясняете Figma: «Если размеры контейнера поменяются, делай вот это». Это решает сразу несколько задач:
упрощает адаптацию интерфейса под разные разрешения;
позволяет тестировать поведение блоков без дублирования макетов;
делает логику макета предсказуемой как для дизайнера, так и для разработчика.
Это особенно удобно при проектировании карточек, шапок, сайдбаров, списков и любых интерфейсных блоков, которые должны подстраиваться под ширину экрана.
Полезно: умение грамотно работать с Constraints помогает точно визуализировать поведение продукта, упрощая работу и дизайнера, и разработчика.
Можно вручную расставлять все элементы интерфейсов, выравнивать их, подгонять отступы. А можно все это автоматизировать. В «Фигме» для этого есть функция Smart Selection. Она автоматически распознает равномерно размещенные элементы и группирует их. Как Auto Layout, только проще.
К примеру, проектируем раздел с отзывами пользователей. Расставили карточки отзывов на глаз, выделили все — Figma понимает, что это сетка, и добавляет розовые маркеры между элементами. Потянув за маркеры, мы изменяем отступы между всеми объектами одновременно. Если нужно поменять порядок карточек, перетаскиваем их, и макет обновится с сохранением ритма. Если добавляем еще одну карточку, она позиционируется тоже автоматически.
Smart Selection полезен там, где:
много повторяющихся элементов с равными интервалами;
нужно быстро настроить отступы без ручной подгонки;
требуется изменить порядок объектов;
не хочется лишний раз разбираться с Auto Layout, например, при работе в черновике.
Плюс: Smart Selection работает даже с объектами разных типов. Главное, чтобы они были примерно выровнены по горизонтали или вертикали.
Задавать интерфейсу структуру, ритм и визуальную логику помогает функция Layout Grids. Она накладывает на фрейм направляющие следующих типов:
сетка (Grid) — полезна для иконок и пиксельных интерфейсов;
столбцы (Columns) — основа большинства веб-макетов;
строки (Rows) — помогает контролировать расположение вертикальных блоков.
Каждую систему направляющих можно кастомизировать: задать количество колонок, тип выравнивания, ширину и отступы. Такая разметка подобна плану для архитектора. Она:
помогает выстраивать элементы ровно, с одинаковыми отступами;
делает дизайн визуально стабильным;
облегчает адаптацию под разные экраны;
создает единую структуру, понятную и дизайнеру, и разработчику.
Работа без сетки — это как писать код без отступов. Формально возможно, но быстро становится больно.
Эффективно: сетка позволяет унифицировать дизайн на десятках экранов, ускоряет согласование, снижает число недопониманий между командами.
Если вы работаете над продуктом в команде, важно не допускать дизайнерского хаоса. Цвета, типографика, тени, скругления — все это должно быть собрано в единую систему. Для этого в Figma существуют Styles или же Стили. Они помогают поддерживать порядок и дают контроль над визуальным языком интерфейса.
Стили делятся по содержимому на 4 типа:
цвета — заливки, обводки;
текстовые стили — шрифт, размер, межстрочный интервал, регистр;
эффекты — тени, блюр, внутренние свечения;
сетки — для выравнивания по колонкам и строкам.
Один стиль можно применить ко множеству объектов. А если изменить стиль, то обновятся и все связанные элементы. Это основа масштабируемого и поддерживаемого дизайна. Особенно важно использовать стили в системных проектах, где макеты живут годами, постоянно дополняются и развиваются.
Совет: используйте названия с иерархией. Figma позволяет структурировать стили в группы: Text / Heading / H1, Color / Primary / Blue, Shadow / Card. Так удобнее искать нужный стиль, особенно в больших проектах.
Короткие нажатия клавиш вместо блуждания курсором по вкладкам меню делают саму работу более удобной, продуктивной. В Figma возможности использования горячих клавиш продуманы до мелочей: свое сочетание есть почти для каждой базовой операции. Стоит один раз выучить, и работа заиграет в новом ритме.
Почему стоит пользоваться хоткеями:
Экономия времени. Нужные действия выполняются за доли секунды.
Чище фокус. Не нужно отвлекаться на боковые панели и меню, все действия прямо под пальцами, а взгляд остается на проекте.
Меньше механической рутины. Это особенно ощутимо при работе с сетками, компонентами, выравниванием.
Вот какие 10 полезных сочетаний клавиш стоит выучить в первую очередь:
Совет: в Figma есть справка по всем сочетаниям. Нажмите Ctrl + / или Cmd + / и введите нужное действие, Figma подскажет сочетание.
Работа веб-дизайнера редко идет по прямой. Чаще это зигзаг: правки, тесты, обсуждения, откаты. Если в процессе нет инструмента, который отслеживает, кто, когда и зачем что-то поменял, проект рискует утонуть в хаосе. В Figma такими инструментами выступают версионирование и комментарии.
Figma автоматически сохраняет все изменения в документе, создавая историю версий. Каждый коммит — это как снимок состояния файла в определенный момент времени. Вы можете:
посмотреть, кто и когда вносил изменения;
сравнить разные версии;
полностью или частично откатиться к любой из них.
Полезна и возможность оставлять комментарии прямо в макете с привязкой к конкретному объекту или фрагменту интерфейса. Если прокомментированный элемент переместить, вместе с ним переедет и комментарий. Комментарии можно адресовать: укажите конкретного участника команды, он получит соответствующее уведомление.
Так комментарии превращаются в полноценный трекинг правок. Они фиксируют обсуждения, решения и замечания прямо в контексте макета.
Удобно: комментарии можно использовать как полноценный инструмент коммуникации, что экономит время.
В Figma можно собирать полноценные прототипы, которые помогут передать идею, логику и поведение интерфейса до начала разработки. При правильном подходе прототип может стать универсальным языком, который поймут все: заказчик, разработчик, тестировщик. Это сэкономит время на обсуждениях и правках.
Приемы для создания эффективного прототипа:
Соберите ключевые сценарии. По ним заказчик и команда получат целостное представление о логике продукта.
Используйте интерактивные переходы. Добавьте их между основными экранами, чтобы показать, как работает взаимодействие в целом.
Поясните логику. Добавьте текстовые комментарии по типу «Здесь открывается попап с выбором фильтров», «Загрузка имитируется таймером 500 мс». Это оценят тестировщики и разработчики.
Показывайте состояние элементов. Например, как выглядит кнопка в состоянии Disabled, как выглядит ошибка при неверном вводе. Это можно сделать через дублирование экранов с минимальными изменениями.
Соблюдайте структуру. Расположите фреймы логично, подпишите их, выстройте по линейной или блочной схеме.
Важно: перед тем как отдавать прототип, откройте его в Presentation Mode и пройдите сценарий глазами обычного пользователя.
Большой плюс «Фигмы» в том, что она отлично уживается с плагинами. Дополнительными модулями можно адаптировать возможности платформы под задачи любой специфики. Вот несколько плагинов, которые пригодятся веб-дизайнеру:
Stark. Помогает проверять контрастность цветов, симулировать различные виды дальтонизма и обеспечивать соответствие стандартам доступности.
Inspect Styles. Замена режима Dev Mode, который с начала 2024 года стал платным. С этим плагином вы сможете легко переносить в код продукта свойства объектов — от шрифтов до векторных элементов.
AutoHTML. Автоматически генерирует HTML и CSS-код из Figma-дизайнов, сокращая время на ручную верстку.
Locofy. Превращает дизайн в код для React, Next.js, Gatsby и других платформ.
UIHUT. Подключает доступ к более чем 20 000 дизайнерских ресурсов, включая шаблоны, иллюстрации и иконки.
Bannerify. Помогает создавать анимированные баннеры и экспортировать их в форматах HTML и MJML, упрощая создание email-рассылок.
Datavizer. Создает диаграммы и графики на основе данных из CSV или JSON.
Google Sheets Sync. Подгружает контент из Google Sheets, что полезно для проектов с динамическими данными.
Mockuuups Studio. Создает мокапы с использованием более 4500 сцен, облегчая презентацию дизайнов.
Figma — профессиональный инструмент, который вырос далеко за рамки просто «рисовалки». Это экосистема, где визуальный дизайн встречается с логикой, автоматизацией и командной синхронизацией. Возможностей у нее намного больше, чем кажется на первый взгляд. Осваивая продвинутые приемы, вы не просто ускоряете работу с дизайном, а развиваете продуктовое мышление, облегчаете разработку, уменьшаете количество ошибок в проекте. В этом и есть сила настоящего профессионализма: знать инструмент глубоко и использовать его с умом.
Читайте также:
Дизайн для людей: 8 инструментов для проектирования юзабельных интерфейсов
Использование нейросетей в дизайне